БЛОГ

Личный блог невролога, мануального терапевта Игоря Геннадьевича Михайлюка

О национальном здравоохранении

Неоднократно в публикациях мы обсуждали важность правильных представлений пациентов о своих заболеваниях. То, что эти представления оказывают влияние на течение заболевания, сроки выздоровления, риски хронизации — научно установленный факт. Задача врача не только установить точный диагноз, но и объяснить пациенту, что с ним происходит, по каким причинам и что необходимо сделать, чтобы излечиться. И делать это должен специалист в данной области. Невролог не может ставить диагноз за гастроэнтеролога, проктолог — за психотерапевта… Если даже очень квалифицированный врач УЗИ, физиотерапевт и т.д. будут устанавливать неврологические диагнозы и выдвигать суждения о способах их лечения, то они тем самым могут усугубить состояние человека, который им доверяет. Невозможно быть «универсальным солдатом» и знать все тонкости любой врачебной специальности, поэтому комментировать жалобы пациента, явно относящиеся не к своей «епархии», не стоит. Но, увы, пока не уменьшается поток пациентов, обладающих широчайшими знаниями о своём заболевании, широчайшими, но неверными в корне.

Приведём самые распространенные высказывания и ситуации, с которыми я и мои коллеги встречаются каждый день:

— У меня зажимает сосуд в шее и поэтому болит голова.

В международной классификации головной боли нет подобных сведений. Классификационный комитет Международного общества головной боли очень ответственно подходит к своей работе, и не может упустить причину боли, с которой в неврологу приходят каждый день. Если какая-либо причина патологического состояния отсутствует в классификаторе, значит её не существует. Поэтому зажатые в шее сосуды не могут вызывать приступов головной боли. Как ни тяжело с этим смириться, но это факт!

— У меня шейный остеохондроз и поэтому кружится голова.

Головокружение — очень распространённое патологическое состояние. Томас Брандт в своей книге, одной из лучших по данной теме, ставит под сомнение тип головокружений, настойчиво связываемых с остеохондрозом, и отмечает его клиническую незначимость. Одна из самых частых причин головокружения — доброкачественное позиционное пароксизмальное головокружение — диагноз совсем не популярный в России. Пациенты о нем не знают, им его не ставят и не лечат. Почему? Потому что легче списать все «события», происходящие в голове, с остеохондрозом и сообщить, что это практически не лечится.

— У меня защемило нерв в шее и поэтому немеют руки.

Чаще всего при таких жалобах пациенты подозревают у себя грыжу межпозвоночного диска в области шеи и радикулопатию. Бесспорно, это может быть причиной онемения в руках и встречается это примерно в 85 случаях на 100 000 (!!!) населения. Но вот синдром запястного канала из-за сдавления срединного нерва в запястье тоже может вызывать онемение, только в 50 случаях на 1 000 населения. Но про эту причину никто не хочет вспоминать. Вероятно, звучит она не так драматично и эффектно, как грыжа…

— У меня грыжа диска в пояснице — держите снимок.

Необходимо несколько раз переспросить, на что же всё-таки жалуется пациент, что в состоянии здоровья его тревожит, так как жалобы обычно формулируются лаконично: «Грыжа». Но большинство даже здоровых людей, кого не беспокоит боль в спине вообще, на снимке (если его сделают) увидят такую же грыжу. На самом деле, боль в спине связана с грыжами только у 1-3% пациентов с подобными жалобами. Поэтому, несмотря на технический прогресс и возможность при желании «обследовать весь организм», ничего лучше кроме старых добрых сбора жалоб, анамнеза, осмотра еще не придумали. Если мы будем все боли в области спины списывать на грыжи, то медицина вернётся в шатёр шамана, и процент выздоровевших людей будет соотносимым со средневековым. Цель доктора — качественно провести осмотр пациента и установить диагноз не на основе случайных находок МРТ, а исходя из комплекса симптомов.

— Может мне «пиявок поделать», мне прошлый раз помогло.

После — не значит вследствие. Может помогло, а может само прошло. Вреда, вероятно, не будет. Опять же какое-никакое развлечение и экзотика. Но какое отношение это имеет к медицине? В сказке образ Дуремара выглядел вполне фактурно, но в прогрессивной современной медицине он неубедителен. Если хотите пообщаться с фауной наших водоёмов — пожалуйста, но о лечении, основанном на доказательствах, на результатах научных исследований, забывать не стоит.

— Почему центр доказательной медицины? Что и кому Вы доказываете?

Никому, ничего. Процитировать кодекс члена Общества специалистов доказательной медицины: распространять научно-обоснованную информацию о медицинских вмешательствах и возможностях получения такой информации; воздерживаться от распространения научно не обоснованной информации об эффективности медицинских вмешательств среди врачей и населения; декларировать имеющийся конфликт интересов. Вот этим и занимаемся.

Как всегда, все познается в сравнении. Написать эту статью меня побудил визит женщины, проживающей в Англии. Хотя речь шла о жалобах на онемение в ногах, я ничего не услышал об остеохондрозе, грыжах, желании поставить пиявки или поделать электрофорез с карипазимом, а услышал логичную просьбу проверить нет ли у нее туннельного синдрома — наиболее частой причины подобных жалоб. Это далеко не первое мое общение с иностранцами на приеме, и во всех случаях я встречался с достаточно здравыми представлениями пациентов о причинах своих жалоб. Конечно же, можно кивать на интернет и говорить, что он причина всех наших бед и что пациенты черпают оттуда недостоверную информацию, но, как мне кажется, проблема несколько шире и не ограничивается наличием рекламных статей в интернете.

Теги: доказательная медицинагипердиагностикаостеохондрозголовные болиголовокружениядиагностика

Возврат к списку


Запись к врачу

24 июля
16:00

!
!
!
!
Отмена
Заполните форму
Выберите удобное для Вас время визита
Для получения быстрого ответа на вопрос, не требующий глубокого изучения проблемы, Вы можете отправить мне личное сообщение в соцсетях, ссылки на которые Вы видите ниже. Обсудить проблему заочно можно в разделе вопрос-ответ.